Игумен Петр (Мещеринов) ([info]igpetr) wrote,
@ 2009-06-20 21:26:00
Проповедь в день памяти Всех русских святых
В сегодняшний праздничный день, посвящённый памяти всех святых, в земле Российской просиявших, вспоминается страшный упрёк Господа, обращённый Им к богоизбранному народу: горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши (Лк. 11, 47). Не просто так возникает эта ассоциация – ведь многие церковные русские люди также почитают русский народ «богоизбранным».

Но русская святость, и в особенности – самая близкая к нам святость XX века выявилась вопреки всему устроению нашей жизни. Если остановиться вниманием на последнем периоде нашей отечественной истории, то это видно особенно ясно: и бесчисленные мученики, и святители, и преподобные, и праведные, и святые жёны прошлого столетия всей своей жизнью, вплоть и до смерти, противостояли тем началам, по которым жила Россия в XX веке.

Характерна в этом контексте и сама служба нашего праздника. Написанная святым исповедником, святителем Афанасием, епископом Ковровским, который сам прошёл через все круги советского ада, она, я бы сказал, избыточна словами; богослужебные тексты твердят о Святой Руси – и твердят именно потому, что Святая Русь кончилась. Я думаю, что святителем Афанасием при составлении этой службы руководило подспудное желание – оставить Святую Русь хотя бы в молитвенных словах, коль скоро её уже невозможно было найти в жизненной реальности… Так избыточна и декламационна современная патриотическая пропаганда: в оскорбление всякого здравого смысла и нравственного чувства она выдаёт желаемое – «вставание с колен», «величие» и т.п. – за действительное.

На самом же деле Россия в XX веке отказалась от своей святости. И этот отказ с полною силой продолжается и поныне. По всему устроению нашей современной жизни Россия – страна, вне всякого сомнения, антихристианская, «антисвятая». Но если так артикулировать прямо – не в качестве очередного, набившего оскомину уже, назидания или лозунга, а в глубине сердца, самому себе, как принадлежащему русскому народу и русской жизни – то это мучительно и невыносимо. Поэтому и идёт в ход подмена подлинной Руси Святых, которых народ гнал, побивал камнями и распинал, мифической и безответственной «Святой Русью».

Почтить память русских святых по-христиански – значило бы стремиться быть, как они. Разумеется, это не значит творить чудеса, как св. прав. Иоанн Кронштадский; и не измождать себя пачеестественными молитвенными подвигами, как преп. Серафим Саровский; и не держать непрестанно ум во аде, как преп. Силуан Афонский. Это значит – оценить себя и свою семью, свой род, свою страну по-евангельски: назвать зло – злом, грех – грехом, белое – белым, а чёрное – чёрным. Перестать гордиться, и в страхе Божьем (Рим. 11, 20) начать стараться по-христиански жить: по-доброму относиться к ближнему, быть милостивым, не лгать, не холуйствовать, не поклоняться деньгам и имуществу, не делать абортов, хранить супружескую верность, воспитывать детей в любви и истине, не превращаться в стадо, ликующее по поводу Евровидения – быть, в конце концов, людьми. Любить Бога и ближнего.

Ничего этого нет и не предвидится. Вместо этого у нас есть ликование о прошлом, выраженное, в том числе, и в восприятии сегодняшнего праздника. Для людей, знающих литургику, это обличается многими вещами – например, тем, что в нарушение церковного Устава и в попрание всякого церковного богослужебного вкуса мы на час преклоняем голову и в отпусте литии на Всенощной слушаем утомительное перечисление имён наших святых…

Сегодняшний праздник – для нас всех прежде всего великое обличение. Не ликовать вообще-то нужно, а осознать – и именно в небесном свете святости наших святых соотечественников – как оскорбителен для их памяти поток хвалебных, сотрясающих воздух молитвословий, если эти молитвословия не подтверждает наше собственное «усилие святости». Лишь начав стараться мыслить и жить по-евангельски, мы сможем приблизиться к нашим святым и именно этим почтить их. Если будет так, то наша долгая молитва к ним будет законна и праведна. Если же нет, если мы будем увеличивать поток слов и имён, преклоняя главы и на два, и на три часа, но без того, чтобы по-христиански мыслить и жить – увы, мы будем, почитая память русских святых, только лишь строить гробницы нашим пророкам.

Да не будет сего. Аминь.




Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

(Post a new comment)


[info]odojdi
2009-06-20 07:36 pm (local) (link) Track This
Спасибо за проповедь. Отрезвляюще.

(Reply to this)

солидарность
[info]milk_sarra
2009-06-20 07:43 pm (local) (link) Track This
ИСТИННО, ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ

(Reply to this)

так этого нет в Уставе?
[info]lana_sl
2009-06-20 08:01 pm (local) (link) Track This
Рада тому, что этого утомительного перечисления нет в Уставе. Не знаю,кому как, а я страшно от этого устала.. Делать вид, что каждое имя трогает сердце - лицемерие. Сколько лишнего у нас на службах, ИМХО. Невольно возникает мысль - неужели Господа надо ТАК умолять о милости, каждый день по нескольку часов?

(Reply to this) (Thread)

неужели Господа надо ТАК умолять о милости
[info]odojdi
2009-06-20 08:26 pm (local) (link) Track This
А мне кажется, что тут не в умолении дело... просто любящему приятно так долго говорить с любимым. С Любимым.
Просто долгое перечисление имен действительно утомляет. Да и к тому же, не очень-то и о любви свидетельствует, ИМХО =/

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: просто любящему приятно так долго говорить с любимы - [info]lana_sl, 2009-06-20 08:31 pm (local)
(no subject) - [info]odojdi, 2009-06-20 09:04 pm (local)
(no subject) - [info]lana_sl, 2009-06-20 10:32 pm (local)
(no subject) - [info]odojdi, 2009-06-20 10:55 pm (local)
Re: просто любящему приятно так долго говорить с любимы - [info]lehnoved, 2009-06-20 09:16 pm (local)
Re: просто любящему приятно так долго говорить с любимы - [info]lana_sl, 2009-06-20 10:39 pm (local)
Re: неужели Господа надо ТАК умолять о милости - [info]lehnoved, 2009-06-20 09:12 pm (local)
Re: ИМИТИРОВАТЬ ЛЮБОВЬ - [info]lana_sl, 2009-06-20 10:35 pm (local)
Re: неужели Господа надо ТАК умолять о милости - [info]odojdi, 2009-06-20 10:53 pm (local)
Re: так этого нет в Уставе? - [info]ustavschik, 2009-06-20 08:51 pm (local)
Re: так этого нет в Уставе? - [info]dado, 2009-06-20 09:07 pm (local)
Re: так этого нет в Уставе? - [info]ustavschik, 2009-06-20 09:23 pm (local)
Re: помянуть всех святых - [info]lana_sl, 2009-06-20 10:28 pm (local)
Re: так этого нет в Уставе? - [info]priestal, 2009-06-20 10:34 pm (local)
Re: так этого нет в Уставе? - [info]ustavschik, 2009-06-20 11:17 pm (local)

[info]leo_sosnine
2009-06-20 08:12 pm (local) (link) Track This
Опять полностью согласен, не убавить, ни прибавить.

(Reply to this)


[info]las_alamedas
2009-06-20 08:21 pm (local) (link) Track This
Спасибо за текст.

(Reply to this)


[info]keytaro_kun
2009-06-20 08:38 pm (local) (link) Track This
Страшно и искренне. Не знаю, согласен ли. Но ситуация тяжелая и надо думать в этом направлении... всем.

(Reply to this)


[info]lehnoved
2009-06-20 08:41 pm (local) (link) Track This
Спаси Господи! Каждое слово - "в десятку"!

(Reply to this)


[info]dado
2009-06-20 08:47 pm (local) (link) Track This
"Владыка Афанасий не смотрел так оптимистически. Он думал о том, что история завершается и может случиться, что Россия, как древний Израиль, навеки потеряет благословение Божие и окончательно лишится Его милости. "Сказано, что врата адовы не одолеют Церкви, - говорил он, - но нигде не сказано, что в России... сохранится Церковь, и Россия может окончательно потерять ее..."
http://korolev.msk.ru/saints/nvt1.html

(Reply to this)


[info]we_love_life
2009-06-20 08:50 pm (local) (link) Track This
ну вы, батюшка, на евровидение наехали... на Святое покусились!

(Reply to this) (Thread)


[info]priestal
2009-06-20 10:37 pm (local) (link) Track This
Это ж так можно вообще.. и до чемпионата мира по футболу (о, ужас!) дойти.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]yulia_koshynsky, 2009-06-21 04:07 pm (local)
вы не могли бы напомнить когда открытие чемпионата 2010 - [info]milk_sarra, 2009-06-21 06:37 pm (local)
Я ЕСМЬ ПУТЬ ИСТИНА ЖИЗНЬ
[info]milk_sarra
2009-06-20 08:54 pm (local) (link) Track This
Помогите добрые люди,
помогите слышанием, и благословит Вас ИИСУС.

"...как и должно "кривому"(Екк.1:15), они "строите гробницы пророкам"(Мф.23:29) которых избили "отцы ваши"(Инн.8:44), "Горе вам"(Лк.11:47), "Дополняйте же меру отцов ваших"(Мф.23:32).
Это всё прямая речь Господа, и Его Слово вне времени конечно.....!

...мы говорим о современной, да и вообще Русской Православной Церкви в принципе, к сожалению конечно...........говорим о ней так.

И Василий Великий и Иоанн Златоуст и Григорий Нисский, да и все Живые люди ИСТИННО ЗНАЮЩИЕ ПУТЬ,ПУТЬ! были бы немедленно "распяты" теперь "как и тогда", да и они распяты кощунством и лицемерием духов злобы поднебесной принимающих вид ангелов света.
Надевающих на себя костюмы пастырей, блестающие золотом, но сами пути не знающие и идущие в погибель по причине слепоты и ведущие за собой обречённых.
О чём предупреждает нас божественный Апостол.(2-Кор.11:14)

Эти люди ненавидят лютой ненавистью "Евангелие Иисуса Христа"(Мк.1:1). Иисуса Христа из Назарета......
А почему ненавидят ?

А потому что "ересь Назорейская"(Деян.24:5), или попросту Святое и Живое Евангелие, не предусматривает спасение души посредством соблюдения и совершения каких бы то ни было внешних форм и ритуалов.
Но только, спасение души, достойное Крови, достойное Любви, достойное Креста, через получение реальной, СЕГОДНЯШНЕЙ ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ........!

НАРОД ЦЕРКОВНЫЙ , как тогда в пустыне, потребовал себе послушных богов, и эти боги сделанные лжесобором первосвященников, послушно идут туда куда закажут. (Исх. 32:1) Куда закажут.........

Но это вовсе не настоящие священники и не настоящие архиереи !!!
Вторит Апостолу Павлу иной последователь Иисуса Григорий Нисский:

"Поскольку угрызение змиев для взирающих на подобие змия (без сомнения, разумеешь сказанное загадочно) соделалось недействительным; то иной способ греха примышляется разнообразно ухищряющимся против нас на подобное сему, как и ныне можно видеть совершающимся это во многих. Иные, когда целомудренною жизнью обуздают страсть похотения, самовольно вторгаются в священство, человеческими происками и усилиями присвоить себе рукоположение, оскорбляя Божие домостроительство.
Григорий Нисский – О жизни Моисея , часть 2. !!!

И вот я говорю: есть Живой Бог, есть любовь к Нему и от Него, есть любовь сопоставимая к Брату рождённому от Него и для Него. Есть всяческое счастье, есть радость, ЕСТЬ ЖИВОЕ ЕВАНГЕЛИЕ, и всё это для нас дорогие и любимые братья и сёстры.
p.s.
Дорогие мои и благословенные Братья и Сёстры
"Приносите жертвы правды и уповайте на Господа" (Пс.4:6)
и "Господь будет поборать за вас" (Исх.14:14).
"а страха их не бойтесь и не смущайтесь." (1-Петра 3:14).

Аминь и Аминь

(Reply to this) (Thread)

Re: Я ЕСМЬ ПУТЬ ИСТИНА ЖИЗНЬ
[info]lehnoved
2009-06-20 09:29 pm (local) (link) Track This
Еще можно вспомнить по теме "И сами не входите и хотящим войти - возбраняете.."

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Я ЕСМЬ ПУТЬ ИСТИНА ЖИЗНЬ - [info]milk_sarra, 2009-06-20 09:41 pm (local)
ППКС, отче
[info]ustavschik
2009-06-20 08:57 pm (local) (link) Track This
за вычетом момента с молитвой "Владыко Многомилостиве"

(Reply to this) (Thread)

Re: ППКС, отче
[info]p_tzareff
2009-06-20 09:17 pm (local) (link) Track This
тогда это уже не ппкс :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: ППКС, отче - [info]ustavschik, 2009-06-20 09:26 pm (local)
Re: ППКС, отче - [info]igpetr, 2009-06-21 09:47 am (local)

[info]venceslav
2009-06-20 09:37 pm (local) (link) Track This
ВЫ отказались от СВятой Руси, отец Петр, стало быть она отказалась от Вас.

(Reply to this) (Thread)

ВЫ отказались от СВятой Руси
[info]lacora
2009-06-20 10:14 pm (local) (link) Track This
И как вы не устаете от злобной демагогии? Из поста в пост, из поста в пост...

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: ВЫ отказались от СВятой Руси - [info]venceslav, 2009-06-20 10:40 pm (local)
Re: ВЫ отказались от СВятой Руси - [info]urukhaj, 2009-06-21 10:41 am (local)
Re: ВЫ отказались от СВятой Руси - [info]venceslav, 2009-06-21 05:09 pm (local)

[info]thomasbell
2009-06-20 09:49 pm (local) (link) Track This
"назвать зло – злом, грех – грехом, белое – белым, а чёрное – чёрным."
самое сложное - отличить одно от другого! как быть когда добро становится злом, а зло - добром! где взять критерии добра и зла? что есть жизнь и что есть смерть? какой меркой мерить и относительно чего?
точка опоры где?
и как с этим жить....

(Reply to this) (Thread)

Где взять критерии добра и зла?
[info]igpetr
2009-06-21 09:55 am (local) (link) Track This
Этот вопрос, к счастью, решён.

Ин. 14, 6.

(Reply to this) (Parent)


[info]mashenka_sench
2009-06-20 10:24 pm (local) (link) Track This
Какая у Вас страшная проповедь, отец Петр.
Эсхатологическая прямо.

(Reply to this) (Thread)


[info]venceslav
2009-06-20 10:42 pm (local) (link) Track This
Обыкновенная обновленческая проповедь, Маша, человек видит грех повсюду, поскольку грешен сам.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]yulala_borka, 2009-06-21 12:41 pm (local)

[info]mar_gora
2009-06-20 10:44 pm (local) (link) Track This
Да не будет сего. Аминь.

(Reply to this)


[info]masterwind
2009-06-21 12:11 am (local) (link) Track This
Аминь.

(Reply to this)


[info]timchuk_y
2009-06-21 12:44 am (local) (link) Track This
Просто перечислять, это конечно утомляет. Но если знать хотя бы половину, четверть - и просто помнить, и стараться быть достойными памяти этой, я думаю восприятие службы несколько иное.
А это облако свидетелей нам нужно. Нам нужен и пример, и молитвы о нас.
Да, нет уже Святой Руси, все порушено, ничего видимого не осталось вокруг. Но если тлеющих этих углей русской святости не искать и не раздувать, то вообще шансов нет.

(Reply to this)

Это радость.
[info]kaliaba
2009-06-21 12:45 am (local) (link) Track This
Святые наши.
Спасите наши души.

Аминь.

(Reply to this)


[info]v_olga_dnepr
2009-06-21 01:13 am (local) (link) Track This
Просто рассуждение.
Примитивно - чтобы определить "святость страны" должны быть какие-то критерии, также как определяется в Церкви святость человека - канонизация. Те, кто считают, что "Русь - святая", считают, что страна соответствует этим критериям святости, те кто, считает что святость утрачена - считают, что страна соответствовала каким-то критериям в прошлом. (Критерии - слово абстрактное, скажем, уклад жизни, законы, что угодно). Не думаю, что какая-либо страна когда-нибудь соответствовала таким критериям, если они существуют, и не думаю, что это вообще возможно. Для меня "Святая Русь" - это эмоция конкретного человека, который вышел со службы, и ему рядом птички поют, и чернобрывцы глаз радуют, и люди приветливые, и он верит, что эти люди хранимы, и все в общем-то будет хорошо. Тогда он и может сказать "святая Русь". Кто-то, вероятно, по-другому понимает.

(Reply to this) (Thread)


[info]venceslav
2009-06-21 10:12 am (local) (link) Track This
Кто считает Русь Святой и сам стремится к святости, для того Русь СВятая, кто считает, что Русь СВятая погибла - сам свидетельствует о собственной погибели. Все просто.

(Reply to this) (Parent)

Святая Русь - [info]dimmlight, 2009-06-21 10:22 am (local)
Re: Святая Русь - [info]v_olga_dnepr, 2009-06-21 05:17 pm (local)
Re: Святая Русь - [info]mashenka_sench, 2009-06-21 09:50 pm (local)
Re: Святая Русь - [info]v_olga_dnepr, 2009-06-22 01:51 am (local)
особое благодатное свойство русского народа - [info]mashenka_sench, 2009-06-22 05:52 pm (local)
(no subject) - [info]lehnoved, 2009-06-21 10:34 am (local)
Русь Святая.. - [info]lehnoved, 2009-06-21 10:37 am (local)

[info]_thunderthief_
2009-06-21 05:04 am (local) (link) Track This
Спасибо!

(Reply to this)


[info]ivanklok
2009-06-21 10:14 am (local) (link) Track This
Спасибо Вам!

(Reply to this)


[info]yulala_borka
2009-06-21 12:42 pm (local) (link) Track This
Спасибо, очень понравилось, скопирую себе :)

С Праздником все-равно!

(Reply to this)

Относительно богослужения..
[info]lehnoved
2009-06-21 12:49 pm (local) (link) Track This
В отношении неадекватной продолжительности служб, мне думается многие поддержат хозяина блога, но все же нужно признать, что это вещь, которой касаться опасно.
Церковное здание, такая конструкция интересная, что ее только тронь - все здание может рухнуть! Здесь я имею ввиду не Церковь, как мистическое тело Христово, а как организацию, творение рук человеческих. К сожалению (или счастью - даже не знаю..) традиционализм, это тот цемент, который скрепляет кирпичи. Вот так повелось.. Да, многое потеряло смысл за прошедшие века, да большую часть богослужения мы воспринимаем совершенно формально, как ритуал, терпим, как суровую необходимость, но парадокс ситуации в том, что менять ничего нельзя, без риска разрушить все! Вот почему наиболее продвинутые пастыри, вроде того же епископа Григория Лурье, у себя практикуют богослужение по древнему, довольно суровому чину.

Edited at 2009-06-21 12:53 pm (local)

(Reply to this)


[info]fotina_ru
2009-06-21 01:05 pm (local) (link) Track This
Прекрасная служба, прекрасные тексты! Очень радостно и светло! Мы воспеваем наших святых, просим их молитвенной поддержки, радуемся, что наши предки были такими! Не понимаю, как в этот день можно говорить так мрачно и уныло? Святости Вам не хватает? Являйте собой, и тысяча вокруг Вас спасется. Но от Вас только скепсис и уныние:-(

(Reply to this) (Thread)

Выгодная позиция..
[info]lehnoved
2009-06-21 01:55 pm (local) (link) Track This
Ваша позиция, безусловно выгодна - попробуй с ней поспорить и сразу попадешь если не в разряд "еретиков", то "модернистов" - точно!

Да и не спорит ни кто, действительно, чего-уж там.. нету у нас святости, нет должного благоговения :( на службу в храм ходим, как на тяжелую, но необходимую работу. Не мною одним замечено - когда на службе напряженно молишься, не отвлекаясь, по возможности концентрируясь на каждом произносимом слове, то эффект совершенно иной, чем от простого "стояния". Но как удержать себя в подобном состоянии.. ВСЮ ЖИЗНЬ? Даже монахам это не всем удается :(

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Выгодная позиция.. - [info]fotina_ru, 2009-06-21 10:19 pm (local)

[info]stranez_za
2009-06-21 01:54 pm (local) (link) Track This
вот как, святитель Афанасий и не предполагал, что в его службу вложал такие мысли

(Reply to this)


(Post a new comment)


Page 1 of 2
<<[1] [2] >>


[ Home | Update Journal | Recent Entries | Friends | Login/Logout | Search | Account | Site Map ]